Транспортные работы

Чтобы облегчить работу лошади на транспортных работах, не малое значение имеет и правильное размещение груза на повозке. При этом всегда учитывают качество дороги и самой повозки. Если дорога очень неровная, ухабистая, с большим количеством подъемов, то несколько больше загружают перед повозки. По ровной дороге, наоборот, большая нагрузка должна приходиться на более высокие задние колеса, так как этим уменьшается тяговое сопротивление повозки. Не следует забывать, что при подъеме в гору нужно отпускать чересседельник. В период бездорожья (по тяжелым, грязным дорогам) выгоднее увеличивать количество лошадей в запряжке, чем уменьшать вес полезного груза. В связи с резко возрастающим в этих условиях коэфициентом сопротивления, одной лошади будет под силу везти только почти пустую повозку, являющуюся мертвым, хозяйственно бесполезным грузом. В самом деле, если лошадь весом в 300 кг по хорошей грунтовой дороге на повозке весом в 250 кг может с нормальной силой тяги везти полезный груз весом примерно около 6,5 ц, то цо плохой, грязной грунтовой дороге она сможет перевозить только 2 ц полезного груза, то-есть в три с лишним раза меньше, несмотря на то, что коэфи-циент сопротивления этой дороги всего лишь в два раза больше, чем для хорошей грунтовой дороги. Если же в этом случае вместо одной лошади в повозку запрячь пару, то нагрузку можно оставить прежней и на долю каждой лошади придется уже не 2, а 3,25 ц полезного груза. Выгода парных запряжек на транспортных работах Заключается в том, что на долю каждой лошади приходится меньше мертвого груза (веса повозки), чем при однолошадной запряжке. При этом повышается производительность не только лошадей, но и ездового.

В южных районах Советского Союза пароконные дышловые запряжки распространены очень широко. В центральных и северных районах пока сравнительно редко можно встретить пароконную запряжку. Объясняют это тем, что в лесостепных и особенно лесных районах дышловые запряжки неудобны. Однако практика ряда передовых хозяйств показала, что и в этих районах целесообразнее применять пароконные запряжки. При этом вместо дышловых ьапряжек можно с успехом пользоваться пристяжной лошадью при обычной оглобельной запряжке. Следует отметить, что в районах, где широко применяют пароконные дышловые повозки, дороги обычно не имеют глубокой колеи, так как тропа, образуемая лошадьми, запряженными в такую повозку, совпадает со следом колес. Кроме того, применение пароконных вапряжек в транспортных работах имеет еще и то преимущество, что при этом устраняется обезличка в использовании лошадей, так как в полевых работах обычно тоже работают на парах. Поскольку целесообразность перехода на пароконные запряжки в транспортных работах не вызывает сомнения, необходимо осуществить его возможно скорее.

На транспортных работах следует строго придерживаться правила - первые один-два километра (начало работы) всегда ехать только шагом, потом уже, в зависимости от условий работы, можно ехать и переменным аллюром. Заканчивать работу (последние один-два километра) следует тоже всегда шагом, чтобы лошадь успела несколько остыть. Если последнее не соблюдается, то сразу же после возвращения и распряжки лошади её необходимо минут 20 водить в’ поводу.

Страницы: 1 2 3