Подковы

В природе лошади скачут по мягкой земле, по песку, реже - по каменистым осыпям и совсем редко по камням. В таких условиях медленной скорости роста копыт вполне достаточно, чтобы компенсировать их естественное стирание во время бега. Когда люди стали создавать дороги, возникла необходимость укреплять лошадиные копыта, ведь на твердой поверхности они стали стачиваться гораздо быстрее. Великолепным изобретением, решавшим эту проблему, стали металлические подковы. Они бывают разной формы - так называемые плашки, круглые, яйцеобразные. Подковы, как и обувь, приходится время от времени менять. У одних лошадей от работы они стачиваются, у других копыта успевают подрасти, и старую подкову приходится менять на новую. Дело, вроде, несложное.

В старинном английском стишке говорится:

Эй, кузнец-молодец!

Захромал мой жеребец,

Ты подкуй его опять!

Отчего ж не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова,

Раз, два и готово!

Впрочем, это просто только для профессионала-кузнеца. Он сначала обсекает (удаляет) концы гвоздей - так называемые «барашки»; именно они держат подкову на копыте. Затем специальными клещами старая подкова отрывается от копыта. Клещами другой формы обрезается лишний наросший копытный рог. Эта работа по удалению омертвевших стенок копыта продолжается с помощью особого копытного ножа. Затем берется грубый напильник - рашпиль. Им копыто обтачивают так, чтобы его поверхность стала ровной. Кузнец или коваль берет новую подкову, нагревает ее в печи и придает ей нужную форму - чтобы подходила под индивидуальные особенности копыта данной конкретной лошади. Горячую, но уже не раскаленную подкову коваль прикладывает к копыту. Рог при этом слегка обгорает. Лошадь боли не испытывает, ведь копыто состоит из омертвевшей ткани, а подкова в результате будет прочнее держаться, ведь она как бы слегка приплавляется к копыту. Прибивается подкова специальными гвоздями. Йх шесть или больше. Для них предусмотрен специальный желобок. Гвозди заклёпываются, и заклепки обтачиваются. Вот, вроде бы, и все.

От работы коваля зависит порой многое. Не случайно по этому поводу англичане сложили другой стишок:

Не было гвоздя - подкова пропала,

Не было подковы - лошадь захромала.

Лошадь захромала - командир убит,

Конница разбита, армия бежит.

Враг вступает в город, пленных не щадя,

Потому что в кузнице не было гвоздя!