Транспортные работы
Среди всех работ, производимых на лошадях в сельском хозяйстве, транспортные работы обычно преобладают. С укрупнением и развитием хозяйства колхозов усложняется агротехника, значительно возрастает количество вывозимых на поля удобрений, а вместе с этим растет урожайность и увеличивается валовой сбор зерна, технических культур, картофеля и овощей, а также продуктов животноводства. В связи с этим резко возрастает количество транспортных работ и, в частности, нагрузка на гукевой (конный) транспорт. Наличие в колхозах автомашин не снижает значения лошади. На автомашинах перевозят, главным образом, тяжелые грузы и притом на дальние расстояния. Перевозить на автомашинах легковесные, объемистые грузы и тем более на короткие расстояния неэкономично.
Перевозят грузы в сельском хозяйстве обычно по грунтовым дорогам, которые часто находятся в плохом состоянии. Это затрудняет использование автомашин, особенно в период распутицы и в зимнее время, и делает незаменимой лошадь. Часто приходится перевозить грузы на лошадях без всяких дорог - но лугу, по стерне или даже по вспаханному полю.
Из транспортных работ на лошадях в первую очередь выполняют следующие: вывозка на поля навоза и других удобрений, доставка в поле семян, кормов и воды, вывозка сена с лугов и урожая с полей, обслуживание колхозного животноводства, работа на лесозаготовках и вывозка дров и деловой древесины из леса, работа на дорожном строительстве, легковые разъезды и другие. Во многих хозяйствах значительная часть продукции, сдаваемой государству, вывозится также на лошадях. Обслуживание тракторного парка (доставка горючего, подвозка его к тракторам, подвозка воды и ряд других работ) производится тоже на лошадях. Транспортные работы в хозяйствах выполняются круглый год. Особенно велика роль лошади на транспортных работах во время распутицы и в зимний период.
Проведенные Институтом коневодства исследования показывают, что на транспортных работах, во многих случаях особенно невелика доля полезной работы. Так, например, при перевозках за пределы хозяйства время движения лошадей с грузом составляет обычно всего около 30% общей продолжительности рабочего дня. Объясняется это тем, что много времени затрачивается на движение порожняком, на погрузку и разгрузку и всякого рода простои. На внутрихозяйственных перевозках (на короткие расстояния) время движения с грузом еще меньше (около 20%), так как резко увеличивается время, затрачиваемое на погрузку и разгрузку. При таких огромных потерях времени производительность лошадей на транспортных работах резко снижается. Поэтому на этих работах в центре внимания работников колхоза должна стоять рационализация использования лошадей. Необходимо: 1) сокращать время движения без груза, главным образом, путем организации перевозок грузов в оба конца; 2) ускорять погрузки и разгрузки, особенно на внутрихозяйственных перевозках, путем предварительного затаривания груза в мешки, корзины и пр.; 3) шире применять различные простые приспособления в виде самосвалов и т. п.; 4) практиковать перепряжку лошадей при наличии резервных повозок; 5) добиваться максимального сокращения простоев.