От кибитки до дилижанса
В старину на улицах вместо автомобилей разъезжали конные экипажи. Как и автомобили, они были разными и служили людям разного достатка. У крестьян - летом телеги, зимой сани. Не слишком дорогие, обитые внутри сукном или бархатом закрытые экипажи назывались колымагами и кибитками. В наши дни эти слова приобрели уничижительный характер. Если кто-то вам скажет, что починил свою колымагу, вы поймете, что речь идет о машине, но вряд ли это дорогая иномарка. В старину же, например в Петровские времена, в кибитках разъезжали бояре и дворяне.
Кареты появились на Руси в XVII веке. Это были экипажи дорогие, нечто вроде современных шестисотых мерседесов. Карету тащили минимум две лошади. Боярам разрешали впрягать в них четырех скакунов, но только по праздникам.
Во времена Александра Сергеевича Пушкина по городу МОЖНО было прокатиться на дрожках. Одни осо-ли одного или двух пассажиров, и проезд стоил довольно дорого. Дешевле можно было проехаться на омнибусе - такая запряженная лошадьми «городская карета* вмещала около шести пассажиров. На крыше могло поместиться еще несколько человек.
Из Москвы в Петербург и обратно в то время два раза в неделю начали ходить дилижансы. Спереди и сзади у этих повозок было по небольшому оконцу. Внутри сиденья располагались спинками друг к другу; посреди экипажа было что-то вроде перегородки. Летом в дилижанс помещалось шесть пассажиров, зимой - четыре. Путь из северной столицы в Москву занимал четыре-пять суток. Медленнее ездили «сидейки», в каждый такой экипаж впрягали всего одну лошадь. Зато проезд в них стоил дешевле.