Две точки опоры

Почти через сто лет после открытия Медного всадника, в конце июня 1859 года по другую сторону Исааки-евского собора появился другой конный памятник - Николаю I. На высоком пьедестале из мрамора, порфира и гранита на красавице лошади сидит всадник, одетый в парадную форму конногвардейца. В отличие от Петра, он не поднимает свою лошадь на дыбы. Она сама красиво гарцует, легко перебирая передними копытами в воздухе. Спокойная и даже немного отрешенная поза Николая противопоставлена живой фигуре лошади, которая полна жизни и природной грации.

Модель для нее лепил уже широко знаменитый в то время мастер - Петр Карлович Клодт. Возможно, талант художника он перенял от своего отца, который, будучи профессиональным военным, неплохо рисовал и вырезал из бумаги фигурки животных. Следуя семейной традиции, Петр Карлович был определен в артиллерийское училище, но вскоре оставил службу, которая была ему в тягость. Используя любую возможность, он рисовал и лепил фигурки лошадей и вскоре достиг в этом занятии большого мастерства. В 1830 г. Клодт стал вольнослушателем петербургской Академии художеств и вскоре выполнил свою первую крупную работу - изваял глиняные модели коней для колесницы Славы на Нарвских воротах. Четыре его знаменитые скульптуры украшают Аничков мост в Петербурге. По две копии этих работ можно увидеть в Неаполе и Берлине.

Фигура лошади для памятника Николаю I стала последней крупной работой Петра Карловича. Автором всей композиции был архитектор О.-Р. Монфер-ран, однако лепить фигуру коня он поручил только Клодту. В то время в Петербурге, а возможно, и во всей России не было художника, который более точно и достоверно мог бы передать пластику скакуна. Уже во время открытия памятника в толпе возникали опасения, что шестиметровая статуя не продержится долго и вскоре упадет. Конь касался пьедестала только двумя задними ногами. При взгляде сбоку было совершенно очевидно, что устоять всей скульптуре невозможно. Время опровергло эти сомнения, ведь монумент покоился не только на пьедестале, но и точном расчете. В круп лошади были заложены десятки килограммов свинцовой дроби, а под копытами были подведены металлические столбы, идущие до самого основания пьедестала.